Еда из 3D-принтера: перспективы стремительно развивающегося рынка
Высокие технологии стремятся и в промышленную кулинарию. Трёхмерная печать пищевых продуктов в последние годы развивается всё активнее, в индустриальных масштабах. Перспективы этой отрасли крайне велики. Аддитивная печать позволяет дизайнерам (или, всё же, кулинарам?) сочетать пищевое сырьё и трёхмерную печать, чтобы производить такие формы, текстуры и даже вкусы, которые ранее считались либо слишком сложными для ручного изготовления, либо вовсе недостижимыми.
Такой метод производства пищи – ещё и здоровая “зелёная” альтернатива продуктового производства, ведь сырьём могут быть съедобные протеины из водорослей, свекольных листьев и, как ни странно, насекомых. Даже в NASA всерьёз изучают новую технологию для организации трёхмерного производства пищевых продуктов в космосе.
Мировой рынок пищевой 3D-печати.
Драйвер роста трёхмерной печати на давно устоявшемся мировом рынке производства пищевых продуктов – спрос на массовую адаптацию изделий под потребителя. Трёхмерная печать серьёзно снижает и временные издержки, и трудозатраты производителей продуктов. Кастомизация пищевых продуктов включает в себя даже точный состав конкретных питательных веществ: потребителю остаётся лишь заказать продукты, созданные в точном соответствии требованиям его повседневной диеты.
Уже в наши дни практически все полуфабрикаты для готовки в микроволновых печах в Нидерландах распечатываются на пищевых 3D-принтерах. Велика вероятность стремительного роста популярности персональных пищевых 3D-устройств потребительского класса, похожих на современные СВЧ-печи.
Впрочем, у данного метода пищевого производства есть и свои ограничения:
- некоторые продуктовые ингредиенты невозможно превратить в “расходный материал” для трёхмерной печати (наподобие пасты или измельчённой субстанции);
- процесс 3D-приготовления пищи довольно медленный;
- готовое блюдо необходимо охлаждать перед употреблением.
Трёхмерные технологии производства еды потенциально способны превзойти другие современные методы кастомизации пищевых продуктов, но пока сдерживающим фактором выступает стоимость производства.
Потенциальные потребители 3D-пищи. Еда из 3D-принтера
Рынок трёхмерного изготовления пищевых продуктов следует разделять в зависимости от географического положения и соответствующей кулинарной культуры. Другие потенциальные виды сегментации рынка – производство устройств для создания пищи в зависимости от её особых свойств. К примеру, распечатанная в 3D-принтере морковь сохранит все свои полезные свойства и набор витаминов, однако будет при этом очень мягкой, чтобы облегчить её употребление пожилыми людьми. Другие варианты применения трёхмерных принтеров в кулинарии – приготовление национальных блюд с особыми вкусовыми свойствами, продуктов кейтеринга, или выполненного под заказ шоколада. 3D-печать уже используется в таких развитых и популярных отраслях кулинарии, как:
- выпечка мучных изделий;
- приготовление кофейной продукции;
- кондитерское производство.
Именно кондитерское производство рассматривается аналитиками как та отрасль кулинарии, которая может значительно развиться благодаря внедрению трёхмерной печати. Продукты наподобие шоколада или сладостей всегда популярны как среди детей, так и среди взрослых.
Прогнозы географической сегментации рынка 3D-пищи
С географической точки зрения, мировой рынок трёхмерных технологий пищевого производства можно разделить на несколько крупных регионов:
- Северная Америка;
- Латинская Америка;
- Азиатско-Тихоокеанский регион и Япония;
- Ближний Восток;
- Западная и Восточная Европа;
- Африка.
По оценкам аналитиков, нынешний лидер рынка – Европа, хотя пищевая 3D-печать семимильными шагами развивается и во многих других странах. Испанская компания Natural Mahines активно пытается представить трёхмерные технологии, адаптированные к местным кулинарным традициям. Энергично работает в этой сфере и американский food-бизнес.
Ключевые игроки рынка кулинарной 3D-печати
Рынок трёхмерной печати только-только начинает своё формирование. Множество компаний по всему миру активно внедряют новый способ производства съедобных продуктов и полуфабрикатов. Среди ключевых игроков новой пищевой индустрии:
Компания (организация) | Страна | Сфера деятельности |
---|---|---|
3D Systems | США | Производство 3D-принтеров |
Barilla | Италия | Пищевая промышленность |
Choc Edge | Индия | Производство кондитерских 3D-принтеров |
Electrolux | Швеция | Машиностроение, бытовая техника |
Fab@Home | Германия | 3D-принтеры для “самодельной” сборки |
Hershey’s | США | Кондитерские изделия |
Modern Meadow | США | Технологии производства искусственной кожи, в перспективе – искусственных мясных изделий |
NASA | США | Исследования космоса |
Natural Machines | США | Производство пищевых 3D-принтеров |
Nestle | Швейцария | Продукты питания |
Philips | Нидерланды | Потребительская и коммерческая бытовая техника |
TNO (Голландский институт прикладных научных исследований) | Нидерланды | Государственная научная организация, занимающаяся внедрением в производство наукоёмких технологий |
ZMorph | Польша | Производство 3D-принтеров |
Таблица: ключевые игроки рынка пищевого производства при помощи технологии 3D-печати.
Велика вероятность, что в ближайшем будущем 3D-шоколад, “выпеченный” по вашему собственному рецепту и составу, будет столь же доступен, как сегодня – обычные сладости. А как насчёт батончика, самостоятельно приготовленного в компактном домашнем кухонном приборе? Интересная пища для размышлений, не правда ли?
Оставить комментаий
Ваш email не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения